Общее·количество·просмотров·страницы

Консультации для педагогов

Консультация для воспитателей:

«Преодоление нарушения речи»

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания — решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой речевой задачи есть целый круг проблем, о которых необходимо помнить всем, кто работает с детьми. Рассмотрим конкретные речевые задачи в свете вышеизложенных по­ложений:
1. Развитие связной речи
По отношению к дошкольникам мы рассматрива­ем развитие двух форм речи — диалогической и монологической.
Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, просить, подавать реплику), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.
Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, с его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста. Все эти навыки и умения необходимы и для развития монологической речи.
Развитие монологической речи
При обучении детей построению развернутого высказыва­ния необходимо формировать у них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представление о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между пред­ложениями) выступает как одно из важных условий формиро­вания связности речевого высказывания.
В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений — это цепная связь. Основными средствами данной связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку.), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится.).
Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, ребенок учится избегать по­вторений одного и того же слова.
Предложения могут соединяться и с помощью параллель­ной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются (Дул сильный ветер. Заяц спрятался в норе.).
В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, давать заглавие тексту.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
По способу передачи информации или по способу изложе­ния выделяются следующие типы высказываний: описание, повествование, рассуждение.
Описание — это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
Для текстов-описаний используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета.
Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, их собственные рисунки или замыслы, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у ребенка элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.
Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.
Структура повествования более жесткая, чем в описании, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования — это начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка).
Важная роль в построении повествования отводится обу­чению детей разным способам организации зачинов (слова однажды, как-то раз, может быть указано место и (или) время события, действия).
В повествовательном типе высказывания используются са­мые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий.
Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные исто­рии, рассказы по картине (по серии сюжетных картин).
Работа над формированием представлений о структуре по­вествовательного текста развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит в себе тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.
Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении могут доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.
Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у ребенка умений логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения раз­виваются в таком типе текста, как рассуждение.
Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).
Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказ по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнения.
2. Развитие лексической стороны речи
Слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств.
Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, формирования звуковой стороны речи.
Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Следует знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, с речевой ситуацией способствует формированию умении свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Слово усваивается детьми быстрее, если обучение употреблению этого слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словами устанавливаются ассоциативные связи.
В развитии словаря дошкольника важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра.
Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева» входит в следующее семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает.
Это же слово в значении «игла для шитья» входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т. д.
Главные задачи словарной работы - обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Работа с детьми над синонимами (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с работой по усвоению тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести и т. д.; или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (слова с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах; поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнить его значение.
А подбирая словосочетания со словами противоположного значения, дети глубже понимают многозначность слова (старый дом - ветхий, старое платье - рваное, старый друг - давний).
Многозначность слова дошкольникам показывают на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка).
Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какое значение того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий — составление словосочетаний, затем предложений и в конечном итоге использование многозначных слов в связном тексте.
В процессе словарной работы (и в процессе решения других речевых задач) необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. В словарной работе надо учитывать:
тематический принцип организации лексики;
семантический аспект (ознакомление ребенка со значением слова);
ассоциативный метод объединения слов.
Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений, творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.
3. Формирование грамматического строя речи
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.
Формирование грамматического строя речи у ребенка-дошкольника включает работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); с возрастом детей он усложняется. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития ребенка растет употребление других частей речи - прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа и падежа (различаются по родам и изменяются по числам и падежам). Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в форме родительного падежа, множественного числа — слив, апельсинов, карандашей).
В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательным в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.
Глагол обозначает действие или состояние предмета, различается по виду (совершенный и несовершенный), изменяется по лицам, числам, временам, родам и наклонениям.
Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят).
Дошкольники должны правильно употреблять и категорию рода, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего (солнце сияло) рода с глаголами в форме прошедшего времени.
Изъявительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола — действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте), и к образованию сослагательного наклонения, которое употребляется для обозначения возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа.
Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише).
В процессе обучения ребенок овладевает умениями употреблять в своей речи и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги.
Словообразование. Детей подводят к образованию слов на базе другого однокоренного слова, которым они мотивированы (т. е. выводятся из него по смыслу и по форме), с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить - учитель), префиксальный (писать - переписывать), смешанный (застольный; разбежаться).
Дети могут от исходного слова подбирать словообразовательное гнездо (снег - снежинка, снежный - снеговик, подснежник).
Освоение разных способов словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления действий (ехал — поехал — выехал) и т.п.
Синтаксис. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов — простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Особое внимание необходимо уделять упражнениям, с помощью которых ребенок учится употреблять правильный порядок слов, избегая повторения однотипных конструкций.
Важно, чтобы у ребенка сформировались элементарные представления о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, некоторые смысловые и грамматические связи между словами и научиться интонационно, оформлять предложение.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается осознанный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
4. Развитые звуковой стороны речи
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка).
Линейные звуковые единицы — звук — слог — слово — фраза — текст — обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.
Очень важно, чтобы ребенок научился правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).
Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, взрослый развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха.
Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. Для этого надо чаще использовать соответствующие задания. Именно эти умения будут необходимы ребенку для построения связных высказываний разных типов— повествования, описания, рассуждения, требующих разного интонационного оформления.
Развивая звуковую сторону речи, воспитатель учит ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей.
Громкость речи должна быть уместной, а скорость соответствовать окружающей обстановке и цели высказывания. Важным показателем хорошей, правильной речи является ее плавность. Тесная связь артикуляционных и интонационных способностей предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова.
Необходимо научиться на слух определять звуковой состав слова, место ударения в слове, развивать чувство рифмы и ритма, формировать четкую дикцию, выработать умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения.
Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, систематичности их проведения. Вычленяя приоритетные линии работы над каждой речевой задачей, вместе с тем подчеркну, что все они выступают во взаимосвязи и тесном взаимодействии.
Итак, в основе развития связной речи лежит обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста — описания, повествования, рассуждения.
В развитии словаря на первый план выступает работа над смысловой стороной слова, так как именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом (раскрытие значения многозначного слова, синонимические и антонимические сопоставления) формулирует осознание явлений языка и речи.
В процессе работы над усвоением грамматического строя речи как главные выступают задачи освоения способов словообразования разных частей речи, формирования языковых обобщений, а также построения синтаксических конструкций (простые и сложные предложения).
В воспитании звуковой культуры речи более пристальное внимание надо уделять работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку на этих умениях базируется становление связной речи.
5. Развитие образной речи
Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи здесь понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой при том условии, если мы будем воспитывать у ребенка интерес к языковому богатству, развивать умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Художественная литература и устное народное творчество — это такие виды искусства, которые сопровождают человека с первых лет его жизни.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как, расширяя представления ребенка об окружающей действительности, он развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна, поскольку он имеет чрезвычайно разнообразные жанровые формы: былины, сказки, легенды, песни, предания, а также частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.
Ознакомление ребенка с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнения, метафоры, эпитеты) в художественном тексте. Образность является важной характеристикой разных сторон речи.
Лексическая сторона речи является составной частью образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употреблять точные по смыслу и выразительности слова или словосочетания в соответствии с контекстом высказывания.
Грамматический аспект образности также очень важен, потому что, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), что во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.
В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий