Общее·количество·просмотров·страницы

Консультации для родителей

Консультация:
«Особенности формирования связной речи у детей»

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей. На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребенок использует отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим такая речь понятна лишь в определенной конкретной ситуации.
Расширение общения с взрослыми сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребенка требует более развернутой речи. «Содержание контекстной речи раскрывается в самом контексте речи и благодаря этому становится понятным для слушателя из сочетания слов, предложений, т. е. из самой конструкции звуковой речи» (А. М. Леушина).
Лоблинская А.А. отмечает в своих исследованиях, что раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, связанных с яркими эмоциональными переживаниями, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении. В возрасте 4 - 5 лет дети активно пользуются распространенными предложениями, отмечаются увеличивающиеся возможности употребления конструкции сложных предложений.
По данным В. Ядэшко количество сложных предложений уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В речи детей пятилетнего возраста присутствуют почти все придаточные предложения (кроме определительного). Размеры детских рассказов включают примерно 20-25 слов. В это время активно формируются такие признаки связной речи, как выделение главного в рассказе, завершенность темы, определение частей рассказа и т. д. Конструкции сложных предложений детьми используются дифференцированно в зависимости от ситуации (в случае необходимости дать разъяснение, обосновать свою позицию, высказать предположение и т. д.).
В обстановке коллективного обучения дети, проявляя очень высокую речевую активность, широко используют разные типы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым («почемучки»), пытаются сами обосновать свои действия.
После 4-х лет они могут пересказать знакомую сказку, охотно заучивают стихотворения, к 5-ти годам пересказывают только, что прочитанные короткие рассказы, прослушав их 2 раза.
После 5-ти лет дети:
способны рассказать об увиденном,
объяснить причинно — следственные отношения,
составить рассказ по картине, серии картин,
отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.
После 5 - 6 лет дети довольно охотно сами придумывают рассказы, сказки, включая туда нередко эпизоды из собственной жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий